суббота, 22 октября 2016 г.

Консультации

                  ЛЮБОВЬ К  ИГРЕ ...

Homo Ludens – Человек играющий – может и должен жить в
каждом из нас, помогая находить себя в разных спектаклях жизни и
                 переживать через игры с природой и другими людьми, радость открытия своего Я в                   бесконечно меняющемся мире.
Активными методами обучения являются ролевые, имитационные игры и называются так потому, что позволяют погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.
Привлекательность и распространение игр поражает воображение. Значение многих игр неожиданно обретает невероятный масштаб и не позволяет игнорировать их социально-психологическое значение.
Существуют разные определения игры:
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.
Игра – самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон.
 Игра как таковая – это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества её участников.
Вспомним многообразие определений к слову «игра»: спортивная, музыкальная, актерская, военная, воображения, шахматная, математическая, логопедическая, природы, без правил, втёмную, и т.д. Хорошо известны игры, прошедшие испытание веками и заслужившие уважительную оценку: шахматы, абак, шашки, го, нарды, подвижные спортивные и народные игры. Как правильно относится к детским играм, может быть, полезнее меньше играть и больше работать?
Но, чтобы не спешить с категоричным ответом мы обратимся к педагогам, занимающимся проблемами детства.
А. С. Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Ещё почтительнее объясняет интерес детей к игре К. Д. Ушинский он считает, что игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт...
По прошествии более века этот взгляд удивительно контрастирует с миром электронной реальности нынешнего поколения. Речь идет о принципиально разных играх.
Разделим игры на две группы: 

       1.     одни – уводят от реальности;

2.   другие – помогают адаптироваться к ней. Образование имеет дело только со вторыми: игровыми моделями, обучающими адаптации к окружающей среде.

Последние годы разработчики игр для детей особенно акцентируют то, что игры развивают:

·         сообразительность;
·         логику;
·         пространственное воображение;
·      математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества.    
·         создают образовательную среду сотворчества. 

В лучших образовательных играх человеческие страсти бурлят в полной мере. Более того, в имитационных играх используется эмоциональное возбуждение, а создатели игр стараются продумывать и выверять игровую драматургию, заведомо учитывая эти чувства. Природа «игрового интереса» ещё очень мало изучена. Ю. В. Геронимус выделяет такие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
 – если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;
– удовольствие от контактов с партнёрами по игре;
– удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока.
Особая ценность игр для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе.

Принято считать, что человек сам учится думать, однако сложным способам мышления люди специально учат друг друга. Участие в играх – одна из форм освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы.
Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно:

                 ·         10 % из того, что он слышит, 
                 ·         50 % – из того, что он видит,
                 ·         90 % – из того, что он делает.

Это подтверждает эффективность влияния игры на обучение и воспитание.
               Источник: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=9

воскресенье, 16 октября 2016 г.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Учим буквы, играя!

Важно помнить:
лучше всего учить с детьми «звуковую» форму букв (не «Ка» а «К», не «Бэ»,  а «Б» и т.д.).
Это делается для того, чтобы ребенку было намного легче учиться складывать слоги.
Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог:
Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»
Буквенный вариант: «Бэ» + «А» = «БэА» 
И возникает проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям букв (типа «Бэ» «Вэ» и т.п.) – при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» - звук «э» и т.п.  (им хочется читать не «ВА»,  а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т.п.)
И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги.
Поэтому изучение букв в «звуковой» форме является лучшим вариантом.
Для дошкольников любое обучение должно происходить в игровой форме. А для детей с задержкой психического развития еще и разнообразным и многократно повторяющимся!
Вот несколько игр, способствующих запоминанию букв детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

  1. Разрезанная буква
Карточки с буквами разрезать на 3-5 частей. Перемешать их и предложить ребенку сложить букву снова.

    2. Сложи букву
Предложить ребенку сложить букву с помощью различных материалов:
  • из счетных палочек;
  • из фасоли;
  • из пуговиц;
  • с помощью мозаики;
  • из шнурков;
  • геометрических фигур;
  • слепить букву из пластилина.
   
3. Напиши букву
Предложить ребенку написать букву пальцем или палочкой:
  • на песке;
  • на манке;
  • на "лепешке" пластилина.








4. Обведи букву
Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.
Можно использовать и восковые мелки, и фломастеры, и карандаши, гуашь и акварель!
5. Найди букву!
На листе бумаги взрослый пишет различные варианты букв, где часто повторяется изучаемая буква. Буква должна быть написана разными шрифтами, различной величины и в разнообразных направлениях.
Ребенок находит все формы буквы и обводит её кружком.
6. Звуковой плакат
Плакат с буквами повесить на самом удобном для манипуляций с ним месте. Часто и многообразно использовать его:
  • найди букву "У", "Н"...;
  • какая буква справа (слева) от буквы "П"?
  • назови все красные (синие) буквы;
  • назови все буквы в ряду, в столбике.
7. Собери буквы
Пластиковые буквы подбросить вверх, чтобы они упали на ковер или пол около ребенка. Ребенок собирает буквы и называет их. Количество букв зависит:
  • от интереса ребенка к заданию;
  • от количества изученных букв.





Обучение грамоте

Как лучше  изучать алфавит
Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте одного — двух лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.
Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим, тогда они отнесутся к занятиям благожелательно.
Важно также понимать, что нет чётких возрастных границ, в рамках которых ребёнок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдёт «на ура» уже в возрасте двух лет, другим и в три года запоминание алфавита будет даваться с трудом.
Если малыш:

  • Легко концентрируется во время развивающих занятий
  • Обладает хорошей зрительной памятью
  • Любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно

То можно начинать учить буквы с ребёнком, для начала – исключительно в игровой форме.

Помощники родителей в изучении алфавита

Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.


Букварь содержит не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
Азбука – это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А.А. Усачева.

Как правильно учить буквы

Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребёнку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив её восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.
Ну, например, «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» — дом, «Р» — рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.
Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть  «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребёнок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».
Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки, только на начальном этапе – в возрасте двух — трёх лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.
Эта методика подходит и для детей с особыми возможностями здоровья!
Скачать букварь Елены Бахтиной

Классическая методика

Для того чтобы лучше понимать, как научить ребёнка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
  • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребёнка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
  • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
  • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К».  Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
  • Не спешите! Если ребёнку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.  
  • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.


  • Нужно обучить ребёнка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а её произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ»!

Интересная методика

В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря (Букварь Елены Бахтиной в PDF формате).
В чём суть её методики? Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой её определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть её. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребёнка со звуком, который издают маленькие дети, когда ещё ничего не умеют говорить.
Е.Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.
Так, например, бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» — открыты.
Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребёнку. Тем не менее, методика Е.Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней чётко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.