пятница, 21 февраля 2020 г.

Обучение грамоте

Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]

«Узнай по описанию».
 Взрослый просит ребенка отгадать описательныезагадки и выполнить задания: - Это предмет. Он нужен для рисования. Он может быть разным по цвету: простым или цветным (красным, синим, зеленым...). Назови это слово и последний звук в нем. (Карандаш.) - Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, травой. У него очень длинная шея. Назови все слово и первый звук в нем. (Жираф.) 
Сравнить артикуляцию звуков [Ш] и [Ж] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [Ш] и [Ж], обозначение.
«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»: ж, ш, ш, ж...; жа, ша, шо, жо...; Жора, шуба, кошка, ежик...
«Скажи наоборот»: ша-жа, шо-...; жу-шу, жи-... . Повторить за взрослым серию слогов: жа-жа-ша, ша-жа-жа, жа-ша-жа, ша-жа-ша, жа-ша-ша, ша-ша-жа.
Взрослый называет слово целиком, а ребенок называет его по слогам (упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры; объяснить ребенку значение незнакомых слов, составить с каждым словом предложение): дирижабль, кораблекрушение, пожарный, жеребенок, штукатур, дирижер, маршировать, шлагбаум, путешествие, дирижировать...
Закончить слово подходящим слогом: ШИ (ЖИ): каранда..., клави..., эта..., вельмо..., экипа..., камы...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в них звуков [Ш] и [Ж]): машина, ежевика, кожура, крыжовник; камыши, пирожок, школьник, уши.
Заменить звук [Ш] на звук [Ж] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения: Шар — жар, шить — ..., шаль — ..., шитье — ..., уши — ..., Луша — ..., машет — ..., нашивка — ...
«Подари подарки Жене и Шуре» (вспомнить слова со звуками [Ш] и [Ж]). В предложениях найти слова со звуками [Ш] и [Ж]:
Женя моет уши.
У Шуры желтый жакет.
Женя нашел ежика.
Шура и Жора идут в школу.
Выучить скороговорки:
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Шесть мышат в камышах шуршат. Какие звуки часто в них слышатся?
Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Ш] и [Ж]. Взрослый объясняет ребенку правило: «ЖИ и ШИ пиши с буквой И» и просит его запомнить.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, запись каждого слова по памяти печатными буквами: ужи — уши — Луша — лужа. Чтение, списывание, запись предложений по памяти: У Луши ужи. У Луши жук.
По материалам З.Е. Агранович

Развитие речи

Игровые технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста 
«Для дитяти игра – действительность, и действительность                гораздо        более интересная, чем та, которая его окружает… В игре дитя живет…» 
К.Д. Ушинский 
         Речь – важнейшая психическая функция человека, область проявления присущих всем людям
способностей к познанию, самоорганизации, саморазвитию, построению своей личности, внутреннего мира через диалог с другими личностями, мирами и культурами. 
  Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Практическое усвоение речевых средств языка – одна из главных задач коррекционного обучения детей, имеющих речевые нарушения. 
    Задача учителя-логопеда — научиться строить свою работу с учётом ряда требований: обеспечение эмоционального благополучия; поддержка индивидуальности и инициативы детей; установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях (установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях); построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка; преемственность с родителями в рамках образования ребёнка, вовлечения их в образовательный процесс.
    Возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Такой путь важно осуществить в различных играх. Ведь особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. Читать далее

Источник: http://logoportal.ru/statya-17748.html