воскресенье, 16 октября 2016 г.

Обучение грамоте

Как лучше  изучать алфавит
Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте одного — двух лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.
Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим, тогда они отнесутся к занятиям благожелательно.
Важно также понимать, что нет чётких возрастных границ, в рамках которых ребёнок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдёт «на ура» уже в возрасте двух лет, другим и в три года запоминание алфавита будет даваться с трудом.
Если малыш:

  • Легко концентрируется во время развивающих занятий
  • Обладает хорошей зрительной памятью
  • Любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно

То можно начинать учить буквы с ребёнком, для начала – исключительно в игровой форме.

Помощники родителей в изучении алфавита

Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.


Букварь содержит не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
Азбука – это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А.А. Усачева.

Как правильно учить буквы

Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребёнку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив её восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.
Ну, например, «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» — дом, «Р» — рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.
Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть  «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребёнок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».
Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки, только на начальном этапе – в возрасте двух — трёх лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.
Эта методика подходит и для детей с особыми возможностями здоровья!
Скачать букварь Елены Бахтиной

Классическая методика

Для того чтобы лучше понимать, как научить ребёнка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
  • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребёнка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
  • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
  • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К».  Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
  • Не спешите! Если ребёнку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.  
  • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.


  • Нужно обучить ребёнка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а её произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ»!

Интересная методика

В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря (Букварь Елены Бахтиной в PDF формате).
В чём суть её методики? Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой её определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть её. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребёнка со звуком, который издают маленькие дети, когда ещё ничего не умеют говорить.
Е.Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.
Так, например, бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» — открыты.
Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребёнку. Тем не менее, методика Е.Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней чётко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий