суббота, 3 февраля 2018 г.

Обучение грамоте

Звук и буква Э

1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает внимательно и называет слово,
которое отличается от остальных по своей слоговой структуре: 
мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон — вагон — кот — бутон; мак — рак — веник — бак.
2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
3. Артикуляция звука [Э]: губки в улыбке; зубки сближены; широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; горлышко «работает». Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), обозначаем красным цветом (кружок). 
4. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»: э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
5. Повторить за взрослым серию слогов: птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]): автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
8. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение: эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
9. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поет. (О. Гофман). На что еще похожа буква Э? Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
По материалам Агранович З.Е., Гомзяк  О.С.

Комментариев нет:

Отправить комментарий