30 марта 2017 года на базе МБДОУ № 389 г.Челябинска состоялся районный
практико- ориентированный семинар для учителей-логопедов «Эффективные педагогические технологии в
деятельности учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма детей с
ОВЗ».
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию «Формирование предложных отношений в процессе
«Ознакомления с предложением и словом в предложении» детей с особыми возможностями здоровья в группе
компенсирующей направленности».
Освоение предлогов
является обязательной составляющей формирования
пространственно- временных представлений у детей с задержкой
психического развития.
Это трудная
лингвистическая категория для усвоения дошкольниками с особыми возможностями
здоровья.
Предлоги не
имеют предметно-вещественного значения, самостоятельно не употребляются,
вербализация пространственных отношений предлогами абстрактна и многозначна,
предлог и падежная форма взаимосвязаны, значение предлога реализуется только в
контексте, в словосочетании или предложении.
Дети
с ОВЗ часто:
·
не
дифференцируют слова, обозначающие парно-противоположные отношения: «вверху» -
«внизу», «спереди» - «сзади», «справа» - «слева»;
·
используют
указательные местоимения– «тут», «здесь», «вот», «там»; используют наречия –
«рядом», «близко», «сбоку» - вместо предлогов ;
·
вместо
обозначения пространственных отношений
между объектами называют сами объекты; а
предлог выпускается;
·
затрудняются
в понимании пространственных отношений,
выражаемых сложными предлогами «из-за» и «из-под»;
·
употребление
предлога не соотносят с падежной формой;
·
демонстрируют
сильное нарушение функции установления и
вербализации пространственных отношений при изменении привычной среды (в
комнате, в игрушках или предметах).
Поэтому, такое направление в работе учителя-логопеда
с детьми группы компенсирующей направленности, как «Ознакомление с предложением и словом в
предложении» подразумевает развитие
предложных отношений в грамматических конструкциях.
А
трудности овладения предложным управлением в связи с недостатком развития
пространственных представлений дошкольников с ОВЗ учитываются при подготовке их
к школьному обучению и составлении коррекционно-развивающей программы всех
специалистов и педагогов.
Несмотря
на комплексный подход в освоении базовых пространственно - временных,
зрительно-пространственных представлений и упражнение детей в понимании и
употреблении предложных конструкций, сформировалось понимание того, что
необходимы дополнения и детализация во взаимодействии педагогов, специалистов и
родителей.
Остановлюсь на
деталях системы внутригруппового взаимодействия между учителями -дефектологом и –логопедом и педагогами и
родителями группы компенсирующей направленности..
Комментариев нет:
Отправить комментарий